Симфонический оркестр Мариинского театра — один из старейших в России. Его история восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет.
В далеком прошлом оркестр Дирекции императорских театров развивался и укреплял свою деятельность под управлением двух дирижеров. Первый из них — композитор Катерино Кавос (с 1803 — главный капельмейстер русского оперного театра, с 1832 — директор оркестров императорских театров). Как руководитель коллектива Кавос дирижировал не только премьерами своих многочисленных опер, но руководил музыкальной частью при постановке оперы М. Глинки «Жизнь за царя». Кроме того, участвовал в российских премьерах опер зарубежных композиторов — «Горации и Куриации» Д. Чимарозы (1815); «Вольный стрелок» К. М. Вебера (1824); «Капулетти и Монтекки» В. Беллини; «Семирамида» (1835) и «Граф Ори» (1838) Дж. Россини и др.
Весной 1847 года на сцене Большого театра в Петербурге с оркестром Дирекции императорских театров и приглашенными музыкантами приехавший на гастроли в Россию Гектор Берлиоз дирижировал двумя концертами, на которых исполнялась драматическая симфония для солистов, хора и оркестра «Ромео и Джульетта».
К. Кавоса сменил прекрасный музыкант Константин Лядов (с 1850 — дирижер русской оперы, с 1860 — главный дирижер Мариинского театра). Под его управлением прошли премьеры таких знаковых для истории музыкального театра опер, как: «Руслан и Людмила» М. Глинки (1842); «Русалка» А. Даргомыжского (1856), «Юдифь» (1863) и «Рогнеда» (1865) А. Серова (1865), а также «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1868); «Фауст» Ш. Гуно (1869), «Пророк» Дж. Мейербера (1869).
Подлинный расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на долгие годы служения ему Эдуарда Направника (в 1863–1867 — помощник дирижера и органист; 1867–1869 — второй дирижер, 1869–1916 — главный дирижер). За 53 года работы в театре Направник разучил и поставил 79 оперных спектаклей и, кроме того, дирижировал еще 30-ю операми, подготовленными другими дирижерами. Заслуги Направника перед русским оперным искусством воистину огромны и неоспоримы.
Великолепный музыкант, композитор и руководитель всей музыкальной части театра, своим непререкаемым авторитетом и примером он сумел вывести оркестр на европейский уровень. Направник дирижировал своими операми, поставленными на сцене столичного театра. Зачастую своими операми в театре дирижировал и Антон Рубинштейн. Первыми четырьмя премьерными спектаклями «Чародейки» в 1887 году дирижировал сам автор Петр Чайковский. С оркестром Мариинского театра выступал Густав Малер: в марте 1902 и в ноябре 1907 года. 5 ноября 1908 состоялся знаменитый спектакль «Валькирия» под управлением Артура Никиша, через два года именитый дирижер вновь появился за дирижерским пультом также в опере Р. Вагнера — «Тангейзер». В 1912 Сергей Рахманинов шесть раз дирижировал «Пиковой дамой».
В 1889 году в конце февраля — начале марта прошли знаменательные гастроли немецкой оперной труппы А. Неймана. В России впервые была показана тетралогия Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Немецкие певцы выступали с оркестром Мариинского театра под управлением известного дирижера Карла Мука. Через 9 лет оркестр участвовал в гастролях другой немецкой оперной труппы под управлением К. Лёве. Исполнялись оперы Р. Вагнера, И. Гуммеля, Ш. Гуно, К. Гольдмарка, П. Масканьи и Н. Спинелли. Многие из опер были исполнены в России впервые, а среди дирижеров выделялось имя Карла Рихтера.
Уровень профессионализма оркестра неуклонно повышался благодаря музыкантам-инструменталистам. Имена некоторых из них уже давно стали известны за стенами театра, многие из этих мастеров преподавали в консерватории, готовя театру и стране достойную смену: В. Вальтер, Э. Крюгер, Е. Хаит, Е. Вольф-Израэль, А. Вержбилович, А. Васильев, Н. Нагорнюк, М. Буяновский, П. Волков, А. Чулюкин и многие другие.
Деловой, добросовестный и удивительно скромный Направник, заботясь о полноценно звучащем оркестре, старался привлечь на работу в театр даровитых музыкантов. Он пригласил блестящего музыканта-виртуоза Феликса Блуменфельда, который с 1895 года был репетитором оперной труппы, в 1897–1918 — дирижером. В 1908 году с триумфальным успехом он дирижировал в Париже оперой М. Мусоргского «Борис Годунов». Он также подготовил и руководил постановками опер «Наль и Дамаянти» А. Аренского, «Нерон» и «Фераморс» А. Рубинштейна, «Сервилия» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, «Тристан и Изольда» Р. Вагнера. С 1886 года работал дирижер и композитор балета Мариинского театра Риккардо Дриго.
В 1908 году в театр был приглашен молодой дирижер Николай Малько. В течение девяти лет (1910–1919) за дирижерским пультом неоднократно появлялся английский дирижер Альберт Коутс, руководивший постановками опер «Хованщина» М. Мусоргского, «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини, «Летучий голландец» Р. Вагнера и «Электра» Р. Штрауса. Именно он первым услышал восторженные похвалы в адрес оркестра от Рихарда Штрауса, приехавшего в 1913 году в Петербург на премьеру свой оперы. В 1910 году в театр был принят еще один молодой дирижер Даниил Похитонов, посвятивший любимому коллективу всю жизнь. Несколько раз приезжал на гастроли в Петербург прославленный московский дирижер Вячеслав Сук. После революции музыкальное руководство театром принят Эмиль Купер, проработавший в качестве главного дирижера до 1924 года. Затем эстафету Направника последовательно приняли такие выдающиеся дирижеры советского времени, как Владимир Дранишников, первооткрыватель новых композиторских имен в репертуарной афише театра, Евгений Мравинский, начавший свой великолепный творческий путь в этом оркестре. Затем такие яркие индивидуальности, как Арий Пазовский, Сергей Ельцин, Борис Хайкин, Павел Фельдт, Константин Симеонов, Юрий Темирканов — совершенствовали роль оркестра в постановке оперных и балетных спектаклей, скрупулезно добиваясь интонационной точности и разнообразия звучания, совершенствуя и обновляя стиль игры.
Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сцене зарубежных оперных и балетных спектаклей, среди которых такие значимые, как оперы и балеты П. Чайковского, С. Прокофьева, оперы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Серова, А. Рубинштейна, М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, Дж. Россини, В. А. Моцарта, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Д. Обера, Дж. Мейербера; балеты Р. Дриго, Ч. Пуни, Б. Асафьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Соловьева-Седого, А. Петрова — всех невозможно перечесть...
В 1978 в Мариинский театр (тогда еще Кировский) на должность дирижера был приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С приходом маэстро Гергиева репертуар оркестра стремительно расширился. Помимо опер (среди которых в первую очередь стоит назвать тетралогию «Кольцо нибелунга» и все — начиная с «Лоэнгрина» — оперы Вагнера, исполняемые на немецком языке; все оперы Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, большую часть оперного наследия Римского-Корсакова, Чайковского, обе авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, оперы Рихарда Штрауса, Леоша Яначека, Моцарта, Пуччини, Доницетти и др.) в репертуар оркестра вошли симфонические произведения и другие жанры филармонической музыки. Оркестром были исполнены все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Бетховена, Реквиемы Моцарта, Верди и Тищенко, произведения Щедрина, Губайдулиной, Гии Канчели, Каретникова и многих других композиторов. В 2008 году оркестр Мариинского театра по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Америки, Азии и Европы вошел в список 20 лучших оркестров мира, опередив два других, представленных в этом рейтинге, российских оркестра.